▲ Вверх
Главная » Статьи » Мои статьи

Когнитивное развитие: объединение трех подходов. Cвязь между показателями IQ

Поделитесь моим сайтом =)

Некоторые исследователи установили связь между показателями IQ и скоростью переработки информации посредством сравнения стратегий информационной переработки, которые используются детьми с нормальным IQ и детьми с умственной отсталостью. Джуди де Лоаш сравнила поисковые стратегии двух групп детей 2-летнего возраста, которые развивались соответственно нормально и с задержкой.

Когда поисковая задача была очень простой, например поиск игрушки, спрятанной в комнате на видном месте, две группы детей ничем не отличались по своим поисковым стратегиям или навыкам. Но когда экспериментатор тайно прятал я грушку перед тем, как ребенок начинал поиски, дети с нормальным развитием стремились искать в других возможных местах, например рядом с тем местом, где игрушка была спрятана ранее. Дети с задержкой в развитии продолжали поиски в том месте, где они уже видели спрятанную игрушку. Они либо не могли изменить стратегию, либо не располагали более сложными альтернативными стратегиями в своем репертуаре.

Подобные различия в гибкости использования стратегии подчеркивают и другие исследователи. Так, Джозеф Кампионе и Анн Браун обнаружили, что дети как с нормальным развитием, так и с задержкой развития способны научиться решать задачи, подобные тем, что изображены на рис: 7.6, а, б, в, но дети с задержкой умственного развития не могут перенести освоенные навыки на более сложную задачу того же типа, подобную той, что представлена на рис. 7.6, г, в отличие от детей с нормальным IQ. Оба этих типа исследований свидетельствуют о том, что гибкость использования любой стратегии может быть еще одним ключевым параметром индивидуальных различий интеллекта.

Информационный подход к развитию выполняет роль связующего звена между теорией интеллектуальной силы и теорией структуры интеллекта у детей. Данный подход допускает существование базовых врожденных стратегий, при этом очевидно, что они меняются в первые годы жизни: появляются более сложные стратегии или правила, а старые начинают использоваться более гибко.

Ключевой составляющей процесса изменений является приобретенный опыт. Чем больше ребенок играет с кубиками, тем успешнее он будет их систематизировать и классифицировать; чем больше человек играет в шахматы, тем лучше он будет устанавливать и запоминать связи между фигурами на поле. Поэтому изменения, отнесенные Пиаже к базовым структурным изменениям, на самом деле — лишь следствие приобретения опыта в специфической области. Но нельзя отрицать и наличие структурных изменений, например появление новых стратегий, в частности метакогнитивных стратегий.

Индивидуальные различия в том, что мы обычно называем интеллектом, можно представить как результат врожденных различий в скорости или эффективности базовых процессов (возможно, различий в аппаратном обеспечении) или как следствие различий в специфическом опыте.

Ребенок с замедленной или менее эффективной системой переработки информации склонен проходить через все возможные этапы и стадии более медленно, он будет использовать приобретенный опыт менее эффективно или продуктивно и может никогда не сформировать тот репертуар стратегий, которым овладевает ребенок с изначально более быстрой системой переработки информации. Но когда этот менее одаренный с рождения ребенок приобретает богатый опыт в какой-либо области, специализированные знания могут компенсировать низкий IQ.

Категория: Мои статьи | Добавил: max (02.03.2014)
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]